24 января 2012 г.

Корпоративные социальные сети — записки пользователя, ч. 3


Автор публикации Елена Стрелкова

Я описала в предыдущих постах проблемы коммуникаций в современных больших корпорациях, чтобы подойти к ответу на вопрос, какие, собственно задачи решают корпоративные социальные сети. Потому что, по-моему, никто об этом не рассказывает. В основном публикации на тему корпоративных сетей строятся по следующему принципу. Сначала, чтобы объяснить, что представляют собой корпоративные социальные сети, автор говорит, что это такой фейсбук для корпораций.

Потом автор вспоминает, что его просили написать статью для «руководителей, принимающих решение». А эти руководители, догадывается вдруг автор, могут не очень хорошо относиться к тому, что их работники в рабочее время пользуются фейсбуком. Поэтому остаток статьи автор посвящает тому, чтобы попытаться объяснить, что корпоративный фейсбук — это не только вредно, но и полезно, потому что там «можно создавать профессиональные группы и общаться с экспертами по разным вопросам». Получается как-то не очень убедительно... т.е. мы может и верим, что это не вредно, но вот полезность как-то не совсем очевидна.

Давайте разберемся. Функционал корпоративной социальной сети действительно примерно такой же, как у фейсбука — каждый пользователь имеет там личный профайл, там можно создавать документы, группы и сообщества, вести блоги, участвовать в дискуссиях. Различия состоят в следующем — фейсбук мы используем для того, чтобы общаться с друзьями, делиться с ними понравившимися ссылками или фотографиями, обсуждать интересные новости.

А корпоративную социальную сеть мы используем, чтобы общаться… с коллегами. Спокойно, это была шутка. Именно так пишут обычно в западных публикациях на тему применения корпоративных социальных сетей, но на самом деле это совсем не так — и тут мой собственный опыт полностью совпадает с результатами исследования «Social Business Systems — success factors for Enterprise 2.0», проведенного недавно AIIM (источник — www.aiim.org), которое в качестве основного эффекта от использования корпоративных социальных сетей отмечает существенное снижение объема групповых рассылок по электронной почте.

Смотрите, что мы на самом деле делаем в фейсбуке — мы переносим туда коммуникацию «один-со-многими». Например, вы уронили на пол чашку и она разбилась в мелкие дребезги. Вы хотите поделиться этой новостью с друзьями. Вы можете — а) позвонить каждому по телефону и рассказать об этом событии, б) написать об этом в письме и разослать его по списку ваших друзей, в) сфотографировать разбитую чашку и запостить фотографию в фейсбук, где ваши друзья ее увидят. Это три разных способа осуществить коммуникацию «один-со-многими», причем третий — самый ненавязчивый, потому что один ваш товарищ захочет пообсуждать качество современной посуды и напишет свои комментарии; другому фотография покажется немного забавной и он нажмет на лайк; а третий, которого эта новость оставит совершенно равнодушным, просто оставит ее без внимания.

Как выглядит перенесение коммуникаций «один-со-многими» в корпоративную социальную сеть? Точно также, как и в фейсбуке — подразделение, отправляющее коммуникацию, размещает ее на своей странице, в своем сообществе или в разделе (тут используются разные названия — но в общем это пространство данного подразделения в корпоративной социальной сети, куда вы можете зайти так же, как на страницу вашего друга в фейсбуке, и посмотреть информацию, которая там размещена). Вы, как адресат комуникации, ее видите в вашей ленте новостей — также, как в фейсбуке, вы можете тут же задать вопросы или что-то обсудить. Если вы коммуникацию пропустили — можете зайти на страницу этого подразделения позже и ее посмотреть («А не появилось за время моего отпуска ли новое описание продуктов? Надо заглянуть на страницу продуктового маркетинга»).

Перемещение тех пяти типов коммуникаций, которые мы рассмотрели раньше, в корпоративную социальную сеть означает, что соответствующее подразделение больше не рассылает вам свою информацию по электронной почте, а размещает ее в своем разделе. Чем этот способ коммуникаций лучше электронной почты? Вы также в курсе всех новостей, но можете акцентировать свое внимание только на тех, которые имеют для вас значение. Вам не нужно настраивать правила или создавать папки — ваше коммуникационное пространство изначально структурировано (и вы можете настроить его, как вам удобно, если это необходимо).

Чтобы в любой момент вернуться к новости, которая показалась важной, вы можете отметить ее закладкой. Вы можете принять участие в дискусии по поводу данной новости — а можете и не принимать, если не хотите. Если вы пропустили какую-то коммуникацию или просто интересуетесь, не появилось ли что-то нового в каком-то сообществе, то вы просто заходите на его страницу и находите там нужную информацию. А если вы чего-то не нашли — на этой же странице вы найдете контакты людей, которые работают в этом подразделении и смогут ответить на ваши вопросы.

На сегодня это все. Продолжение следует.