22 января 2012 г.

Корпоративные социальные сети — записки пользователя, ч. 1




Автор публикации Елена Стрелкова

Вместо введения

Мне кажется, про удобство и полезность продукта или услуги лучше всего спросить у тех, кто ими пользуется. Например, я за более чем 10-летний стаж вождения протестировала процесс возмещения ущерба в нескольких страховых компаниях и теперь могу оказывать практически профессиональные консультации по выбору страховщика.

Но, поскольку эта моя компетенция отнюдь не уникальна, речь пойдет о другом. На нашем рынке появляются корпоративные социальные сети и, я боюсь, не многим понятно, зачем, собственно говоря, нужны эти так называемые «корпоративные фейсбуки». А я являюсь пользователем такой корпоративной социальной сети уже три года, и мне кажется, что мои мысли о том, есть ли в них польза и если да, то какая, могут кому-то показаться интересными.

Эти заметки появились потому, что мне просто было интересно на примере моей собственной работы проследить, какие изменения и улучшения могут принести ИТ в ту область неструктурированных, отличающихся широким разнообразием и быстрой изменчивостью процессов, которую представляют собой маркетинг и продажи.

Я вовсе не претендую на полноту охвата вопроса использования корпоративных социальных сетей — я просто рассмотрю несколько use cases, для которых, по-моему мнению, корпоративные социальные сети определенно удобнее, чем другие инструменты управления информацией и коммуникациями. Поскольку я не преследую никаких рекламных целей, в моих записках пользователя не будет никаких названий продуктов.

Борьба с почтовым ящиком

В маркетинге и продажах используются финансовые и учетные системы, а также системы управления взаимоотношениями с клиентами. Они охватывают хорошо структурированные формализованные процессы. Эти процессы либо вообще не меняются годами, либо меняются сравнительно редко. Но работа менеджеров по продажам и маркетингу не ограничивается только этими системами и вообще, вовсе не эти системы являются для них основным рабочим инструментом.

Основным нашим рабочим инструментом является электронная почта. Потому что мы все время с кем-то коммуницируем — или кто-то коммуницирует с нами. И это большая проблема, потому что если вы работаете в большой корпорации, то в ваш почтовый ящик ежедневно может приходить более сотни писем. Я думаю, ежедневная битва с электронной почтой знакома всем, кто работает в больших компаниях, и все знают, как катастрофически много времени она отнимает — вы только-только раскидали свой почтовый ящик, а рабочий день уже почти закончился.

Самое ужасное, что в почте ничего невозможно найти. Вы точно знаете, что получали письмо, но найти его быстро и в нужный момент не можете. Люди по разному борются с этим хаосом — заводят папки по адресатам или по разным вопросам. Но это помогает лишь до определенной степени. Если вы считаете, что проблема почтового ящика — лишь вопрос личной дисциплины, значит вы просто не получали по-настоящему МНОГО писем.

Давайте поймем, в чем проблема, а для этого отложим в сторону коммуникации с внешним миром — заказчиками и подрядчиками — и повнимательнее посмотрим на внутренние коммуникации. Есть по крайней мере пять типов корпоративных коммуникаций, для которых электронная почта просто-напросто является совершенно негодным средством. Единственная причина, по которой она все-таки используется, состоит в том, в компании просто нет другого способа своевременно и гарантированно эти коммуникации осуществить. Об этих пяти типах коммуникаций - в следующем посте.

Продолжение следует.